Эссе
«Роль педагогического наследия К.Д. Ушинского в системе современного образования»

В настоящее время, постоянно происходят изменения в сфере образования, деятели ищут новые методы и подходы к обучению, воспитанию и развитию.

Разрабатывают новые программы, опираясь на труд великих ученых.

Одним из них, основателем научной педагогики в России, является Константин Дмитриевич Ушинский.

Ушинский – «это учитель всех учителей», в его трудах находится столько мудрости, опыта, смысла, благодаря которому, применяя его на практике, мы получаем очень высокие результаты и достижения не только учеников, но и самих учителей.

Ушинский – это фундамент, который обязателен к изучению. Когда читаешь его труды, то знания структурируются в систему, ты четко видишь алгоритм своих действий, ты составляешь маршрут самообразования и внедрения в свою работу методов для деятельности с детьми.

Каждому педагогу необходимо как можно глубже изучить педагогические идеи Константина Дмитриевича Ушинского. Ведь именно в них, кроются ответы на очень важные вопросы, которые актуальны в современном обществе.

Понятие «воспитание», введённое Ушинским, раскрывает проблему педагогики в целом. Ведь ранее, считалось, что человек лишь объект педагогического воздействия.

Благодаря идеям и концепции Ушинского, что воспитание – заключается не только в передаче знаний, но и в формировании моральных качеств и культурных ценностей, благодаря идеи, что основной целью воспитания является сам человек, смогли противостоять авторитарной педагогики и пересмотреть взгляды на обучение и воспитание.

Учет возрастных особенностей детей при обучении – это значимая концепция системы современного образования. И именно благодаря Ушинскому, на это стали обращать внимание и выстраивать программы с учетом возрастных особенностей, что позволяет достигать наилучшие результаты в обучении.

Идея индивидуализации, выдвинутая Ушинским, в настоящее время имеет колоссальный успех. Учет индивидуальных особенностей и развитие творческого потенциала личности является неотъемлемым элементом в системе образования.

Благодаря развитию этой идеи – мы растим таланты, мы открываем новые возможности детей, мы помогаем им быть самим собой, разглядеть уникальность и найти её предназначение.

Привлечение родителей, по мнению Ушинского, это важная составляющая педагогического процесса, где только в комплексном и тесном взаимодействии - учитель, ученик, родители, можно достичь высоких результатов. В настоящее время эта идея активно внедряется и развивается, как в школах, так и садах.

Существуют разные формы по работе и взаимодействию с родителями – родительские собрания, детско-родительские занятия, индивидуальные консультации, тренинги, дни открытых дверей, дни самоуправления, родительские клубы, мастер-классы, круглые столы. Отмечается и высокая заинтересованность самих родителей принимать участие в образовательном процессе.

Идеи о патриотизме в трудах Ушинского, в современном непростом времени, находят большой отклик и развиваются, прививая детям любовь к родине, причастность к своему обществу.

Важные вопросы поднимал Константин Дмитриевич о педагогической этике. Он считал, что учитель это не просто знаток своего предмета, а в первую очередь он высококультурный человек с морально-нравственными принципами. Он является примером и авторитетом для своих учеников.

Это остается актуальной и значимой идей. В современном обществе к педагогу предъявляются высокие требования. Педагогу необходимо развивать и совершенствовать свои личностные качества, чтобы вести за собой, чтобы на личном примере показывать детям какими качествами обладает личность и как она достигает поставленных задач.

Таким образом, опираясь на труды и идеи Константина Дмитриевича Ушинского педагоги выстраивают систему обучения и воспитания, совершенствуют методы, а также улучшают свои знания, развиваются и растут профессионально, тем самым, преподносят качественно материал, являются наставниками для детей, всегда рядом, помогут и поддержат, учитывают индивидуальные особенности каждого отдельного ученика и развивают всесторонне гармоничную личность.

1. Князев, Е. А. Россия: от смуты к реформам (XVII-XIX вв.). Курс лекций. — М., 2009.- 384 с.
2. Латышина, Д. И. История педагогики (История образования и педагогической мысли М.: Гардарики, 2005. — 603 с.
3. Ушинский, К.Д. Избранное. В четырех книгах // Составитель, автор статей и комментариев академик РАО Э. Днепров. − М.: Изд-во «Дрофа», 2014.

14 СЕНТЯБРЯ / 2023
Автор: Людмила
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum