Психологическая готовность к школьному обучению. Что это?

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточно сформированный уровень психического развития ребенка, необходимый для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в количестве сверстников.

Составными компонентами психологической готовности к обучению в школе являются мотивационная, социально-личностная, интеллектуальная и эмоционально-волевая готовность.

Внутренняя психическая жизнь ребенка, ставшего школьником, получает совсем иное содержание, иной характер, чем в дошкольном детстве: она связана с учением и учебными делами и от того, насколько будет сформирована психологическая готовность, будет зависеть адаптация ребенка к школе и успешность в обучении.

Мотивационная готовность к школе характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.

Социально-личностная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника», которая предполагает определенный круг обязанностей.

Социально-личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителю, к самому себе, к своим способностям и результатам работы, предполагает определенный уровень развития самосознания.

Также социально-личностная готовность включает сформированость у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.

Важной составной частью психологической готовности к обучению является эмоционально-волевая готовность, которая включает сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания. Учебная деятельность предполагает необходимый уровень развития умственной активности, умение преодолевать трудности и выполнять определенные требования учителя.

Волевая готовность включает сформированность следующих компонентов волевого действия: способность ставить цель, принимать решения, намечать внутренний план действия, выполнять его, проявлять определенное волевое усилие в случае необходимости преодоления препятствия, способность оценивать результат своего действия.

Сформированность компонентов волевого действия является основой для развития навыков волевой поведенческой саморегуляции, которые необходимы для успешной учебной деятельности.

Требования к знаниям и практическим умениям и навыкам, не-обходимым будущему первокласснику:

Общая эрудиция.
Первоклассник должен иметь знания и представления об окружающем мире: временах года (их признаках), о растительном и животном ми-ре, о быте людей (одежда, обувь, посуда, техника), знания о правилах по-ведения, о правилах дорожного движения.

Математические знания.

Ребенок должен знать:
Цифры и знаки «+» и «-»;
смежные числа в пределах 10 «соседи числа»;
количественный состав чисел в пределах 10 (состав числа);
знать простейшие геометрические фигуры.

Ребенок должен уметь:
читать числа до 20;
считать до 20 (прямой и обратный счет);
решать арифметические задачи в одно действие на сложение и вычитание;
ориентироваться на листе бумаги, понимать выражение «длина в одну тетрадную клеточку»;
решать примеры в пределах 10 (или 20);
пользоваться часами без секундной стрелки.

Требования к уровню устной грамотности.

Ребенок должен знать:
-алфавит;
-средства интонационной выразительности (повышение и понижение голоса);
- ряд стихов, потешек, загадок, считалок.
- Ребенок должен уметь:
- проводить звуковой анализ несложных слов, последовательно выделяя и называя все звуки в слове;
- различать и называть гласные и согласные, твердые и мягкие звуки;
- выделять ударение в словах;
- устно пересказать то, что только что прочитали (осознанность тек-ста);
- обводить и списывать (срисовывать) печатные буквы и слова.
- Речь как показатель готовности к школьному обучению (требова-ния, предъявляемые к речи):
-ясное произношение всех звуков родного языка;
- умение ребенка говорить, меняя динамику, тихо – громко – тихо, меняя темп речи: быстро – медленно – быстро;
- использовать в речи средства интонационной выразительности, уметь выразительно прочитать стихотворение;
- должен быть сформирован уровень культуры речевого общения;
- должен уметь разговаривать, глядя собеседнику в глаза, не прерывать без извинения двух говорящих людей;
- ребенок должен уметь вести диалог, логично, без лишних повторов, перескоков и длительных пауз рассказывать сказки, рассказы;
- уметь объяснять своими словами смысл пословицы, стихотворения.

Требования к уровню грамматических навыков:
- развитие мелкой моторики пальцев рук;
- умение создавать напряжение и расслабление в мышцах руки и кисти;
- умение правильно держать руку, карандаш, кисть.

Требования к уровню развития мышления и воображения:
- умение выполнять действие классификация;
- умение давать определение знакомого понятия через род и видовое различие.

27 СЕНТЯБРЯ / 2023
Автор: Людмила
Craftum Создано на конструкторе сайтов Craftum