В ДОУ происходит реализация следующих задач: гармоничное развитие личности; создание условий для охраны здоровья детей; воспитание нравственных качеств; взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребенка.
В ДОУ существует огромное многообразие видов деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, трудовая, двигательная.
У детей, с раннего возраста занимающихся в ДОУ по образовательной программе, формируются эстетические мерки в результате усвоения норм и правил поведения. Дети становятся более самостоятельными.
Происходит обогащение социального опыта, усложняются взаимоотношения с окружающими, так как у них формируется самостоятельное представление о себе, оценка себя, своих действий и внешних качеств. В процессе обучения по программе ДОУ у детей возникает важное новообразование - осознание своего социального «Я».
Дети, получающие задания от педагога, ненавязчиво с раннего возраста учатся организованности, что ведёт к отсутствию комплексов, к преодолению излишней застенчивости.
Правильно построенная воспитательно-образовательная программа учит детей самоорганизованности – формируется предпосылка на всю жизнь к организации своей деятельности, учёбы, работы. Параллельно с получением дошкольного образования и воспитания дети учатся работать в коллективе.
Цели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ заключаются во всестороннем обучении ребенка на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формировании у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего воспитания.
Кружковая работа – это деятельность, направленная на расширение общих и углубление специальных знаний, удовлетворение индивидуальных интересов и склонностей, развитие творческих способностей. В кружковой работе тесно переплетаются образовательные и воспитательные задачи. Кружковая работа отличается от учебной большим разнообразием форм и методов ее организации.
Очень важно, чтобы результаты деятельности в кружках становились общественным достоянием, чтобы эта работа носила полезный характер, находила отражение в организации конкурсов, олимпиад, выставок детского творчества. Высшей формой кружковой работы являются разнообразные детские и юношеские клубы.
Согласно теории Л.С. Выготского, сущность развития ребенка заключается в его постепенном вхождении в человеческую культуру через овладение различными видами деятельности, через развитие возможности видеть мир и взаимодействовать с ним существующими способами. В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Кружковая работа в детском саду – одно из направлений творческого, физического, социально-личного и интеллектуального развития воспитанников.
Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.
При организации деятельности кружков необходимо учитывать: интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий; возрастные особенности детей; необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада; понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе; необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность; нормы нагрузки на ребенка. Принципами содержания кружковой деятельности является: личностно ориентированный подход; индивидуально-дифференцированный подход. Активной формой поощрения детей на занятиях кружка служит одобрение их действий, внимание к суждениям, терпение в ожидании результата.
Личностно-ориентированный подход к ребенку на занятиях, установка на активизацию его опыта помогает в раскрытии творческого потенциала. В решении проблемы педагоги участвуют в совместном поиске истины, выстраивая диалог и подводя каждого участника занятия к самостоятельным действиям, к эмоциональному проживанию информации, к высказыванию своих мыслей.
Таким образом, кружковая работа в детском саду дарит воспитанникам много ярких, незабываемых впечатлений. Радостные переживания поднимают жизненный тонус, поддерживают бодрое настроение взрослых и детей. Ребенок начинает ценить красивое, а, чувствуя уважение к себе, как равному, постепенно начинает раскрепощаться, и начинает творить.